Помните, что в возрастной период от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже мучительными. Но очень важно учесть, что вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Малышу в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что ребенку необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.
Маленький ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает: малыш желает пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Он бегает, лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть, малыш снова берется за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте поразительны. Ему удается "вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют и не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет самостоятельно ходить. В 1 год и 4 месяца малыш пытается бегать, но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети, поддерживаемые за руки, могут взбираться по ступенькам. В 1 год и 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила. В 2 года он уже хорошо бегает, но еще часто падает. В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.
Развитие ребенка в 2 года: тонкая подвижность
Наряду с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким. Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы. В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом, но держит его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев они вертикальные, неровные. Не меньше радости малышу доставляет и комканье бумаги, он "не ценит" написанное. Большинство детей в 2 года умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу. В этот период ребенок также умеет держать ложку, чашку и предпочитает кушать сам, хотя и пачкается во время еды.
Речевое развитие ребенка в 2 года
В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений. В один год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь, "би-би" - машина. В 1 год и 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: "мама", "папа", "на", "дай", "нет". В 1 год и 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов. В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Вас должно насторожить, если до двух лет ребенок: - не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате; - не может самостоятельно садиться, вставать на ноги; - ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет" (очень слабый контакт с окружающим миром); - не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их; - не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу рогатую"); - во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.
Во что можно поиграть, если Вашему малышу два года?
В этом возрасте любое начинание ребенка можно превратить в увлекательную развивающую игру, т.к. сейчас малыш просто удивительно как много всего запоминает.
Игpа, pазвивающая пpедставление о цвете Подберите несколько игрушек разного цвета (машинки, резиновые или пластмассовые зверюшки) и листы картона или бумаги тех же цветов, что и игрушки. Сядьте на пол вместе с pебенком, возьмите одну игрушку и поиграйте с ней. Например, покатайте машинку или "попрыгайте" пластмассовой лягушкой. После того, как вы или ваш малыш поиграли с игрушкой некотоpое вpемя, возьмите игрушку дpугого цвета и поигpайте с ней. Тепеpь возьмите листы бумаги тех же цветов, что и игрушки. Положите их на пол и на каждый из них поставьте игрушку соответствующего цвета ("Давай найдем домик для каждой игрушки"). Обязательно называйте каждый из выбpанных вами цветов.
"Что плавает?" Налейте воду в большую миску или таз. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложку, пластмассовую чашку и т.п. (для одного занятия не больше 3-4 материалов). Предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать. Затем позвольте малышу побросать все предметы в воду и поиграть с ними. Во время игры расскажите о каждом предмете: "Это кукла сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пластмасса очень легкая и поэтому не тонет, а плавает. Это ложка из металла. Она металлическая. Металл тяжелый и поэтому тонет". После игры предложите ребенку вытащить все предметы из воды и протереть каждый салфеткой. Так малыш будет знакомиться со свойствами предметов.
"Чей это голос?" Для этой игры вам понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица. Сначала внимательно рассмотрите всех зверюшек по очереди и расскажите, кто и как "разговаривает".
Обязательно уточните, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. Объясните малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются. "Мяу - мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют? Му-у-у - кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) - Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?" Так же обыгрываются и остальные игрушки.
А теперь можно играть. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок со зверюшками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или как котенок (хрюкает, гавкает и.т.д.). Ребенок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного. Меняйтесь ролями с малышом - пусть он тоже помяукает и покудахчет, а вы отгадайте, кого малыш изображал.
В этой игре ваш ребенок познакомится с животными и их детенышами, научится подражать их голосам и будет развивать память.
|